bullet5.gif (830 bytes) На главную страницу
          Форума

Безопасность ПЭВМ и рабочих мест с ПЭВМ (Вопросы и ответы)


Вопросы и ответы №№ 261-280

bullet5.gif (830 bytes) Методические материалы

bullet5.gif (830 bytes) Навигатор по вопросам

bullet5.gif (830 bytes) Вопросы №№
821-840
801-820
781-800
761-780
741-760
721-740
701-720
681-700
661-680
641-660
621-640
601-620
581-600
561-580
541-560
521-540
501-520
481-500
461-480
441-460
421-440
401-420
381-400
361-380
341-360
321-340
301-320
281-300
261-280
241-260
221-240
201-220
181-200
161-180
141-160
121-140
101-120
81-100
61-80
41-60
21-40
1-20

При первом посещении раздела "Вопросы и ответы" целесообразно ознакомиться
с рекомендациями по использованию данного материала bullet5.gif (830 bytes) здесь

 

Вопрос 280
Согласно Положения № 12 об аттестации рабочих мест (п.3.2.4), оценивая травмобезопасность, проверке подвергается состояние оборудования, приспособлений и инструмента, а также средств обучения и оценивается проведен ли инструктаж.
Однако, во многих протоколах оценки травмобезопасности рабочего места с ПЭВМ в части таблицы "Нормативные требования безопасности к рабочему месту" я встречала запись "п.3.1. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Помещения для эксплуатации ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение. Эксплуатация ПЭВМ в помещениях без естественного освещения допускается только при соответствующем обосновании и наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения, выданного в установленном порядке."
У меня и возник вопрос: а какое этот фактор имеет отношение к травмобезопасности, тем более, что в карте аттестации проводится оценка условий труда по фактору естественное и искусственное освещение? Специалисты, которые включают эту запись в протокол, не дали мне четкого ответа и при этом мотивируют эту запись тем, что это общее требование к организации рабочего места оборудованного ПЭВМ.
Мне бы хотелось получить точный ответ нужно ли включать данную запись в протокол и если нужно, то на каком основании (нормативный документ)?
Ответ
Действительно, примерно два года назад практиковалась (в том числе и с подачи контролирующих органов – Госэкспертизы и Госинспекции по труду) такая оценка травмобезопасности рабочего места, когда при оценке учитывались факторы среды. Логику этого приведу на примере шума на рабочем месте. Представьте себе, что на рабочем месте повышенный шум (шум оборудования, шум извне). Этот шум мешает работнику, отвлекает его, раздражает. Работник больше устает, у него ослабевает контроль своих действий. Как результат - увеличивается вероятность травмы.
Подобное говорилось и об освещенности. Но, так как приведенная выше точка зрения противоречит требованиям нормативных документов (в частности, упомянутому Вами пункту 3.2.4, Положения по аттестации), то, в конце концов, было решено страсти не накалять и действовать строго по документам. То, что Вы видели в протоколах в части освещения - отголоски того периода разброда и шатаний в поисках верной концепции оценки травмобезопасности рабочих мест.  

Вопрос 279
Мне было отказано в предоставлении рабочего места оператора копировальных и множительных машин на основании карты аттестации (ввиду превышения озона). Я инвалид 2 гр. по общему заболеванию. Мне было сказано, что раз условия труда на рабочем месте являются вредными (превышение по озону), то профессия данная вредная. А по вредной профессии они инвалида брать не могут. Прошу Вас дать разъяснение по вышеуказанной ситуации.
Ответ
Те, с кем Вы общались либо полные дилетанты в вопросе, либо Вас сознательно ввели в заблуждение. Наличие факторов вредности на рабочем месте с превышением норм совершенно не означает, что "вредной" является профессия. В данной ситуации "вредным" является конкретное рабочее место. Обязанность работодателя – выполнить все технические и организационные мероприятия по приведению данного рабочего места в соответствие с требованиями безопасных условий труда, и взять Вас на работу на уже "безопасное" рабочее место. А мероприятия эти должны быть конкретными, исходя из конкретных причин превышения норматива по озону. О способах устранения превышений уровней вредных веществ на рабочих местах с множительной техникой сказано, например, в СанПиН 2.2.2.1332-03 "Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике". Это могут быть мероприятия по замене встроенных озоновых фильтров копировальных аппаратов (п. 5.7. СанПиН), установка местных отсосов вредных веществ (п. 5.6. СанПиН), организация требуемого воздухообмена (п. 5.4. СанПиН) и пр.

Вопрос 278
Сформировался вопрос: при оценке травмобезопасности рабочего места с ПЭВМ. Компьютер следует относить к оборудованию или оргтехнике? Из-за этого вопроса у нас в корпорации развернулся спор в результате противоречивости формулировок в нормативных документах.
Нормативного документа, где оргтехника и оборудование - разные группы, нет, но в СанПиНах, как правило, ПЭВМ указывается как средство вычислительной техники без четкого указания к какому классу (подклассу, группе, подгруппе) ПЭВМ следует отнести. При этом разделяются понятия оргтехники и оборудования как самостоятельные. В  СанПиН 2.2.2/2.4.1340 ничего толкового по этому поводу вообще не написано. В ГОСТ Р МЭК 60950 ПЭВМ указывается как оборудование, однако туда же относят и (что совсем удивительно) точилки для карандашей (!).
Масло в огонь подливает убеждение специалистов Ивановского центра о том, что оборудованием является то устройство, только (и никаким другим способом) с помощью которого выдается конечный какой-либо продукт деятельности. И получается, что например, для бухгалтера, ПЭВМ оборудованием не является (как и почти для любого офисного работника), поскольку она может взять и заполнить свои бланки отчетности вручную (каменный век). На мой взгляд - бред какой-то, если так рассуждать, то у нас тогда вообще весьма ограниченный список оборудования.
Ответ
По принадлежности ПЭВМ к определенному классу все весьма просто (тем более, если это касается бухгалтерии !!). Пойдите в свою бухгалтерию и спросите там "Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы", утвержденную Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Бухгалтерия работает с данным документом постоянно.
Согласно этой "Классификации..." все основные средства подразделяются на следующие группы:
- машины и оборудование,
- сооружения и передаточные устройства,
- средства транспортные,
- здания,
- инвентарь производственный и хозяйственный,
- скот рабочий,
- насаждения многолетние,
- жилища.
Техника электронно-вычислительная в этом "Классификаторе" находится в разделе "Машины и оборудование" с кодом ОКОФ 14 3020000. Так что, по принадлежности ПЭВМ к оборудованию все четко и однозначно.

Вопрос 277
Здравствуйте, Анатолий Иванович! Можно ли получить от Вас какие-либо разъяснения, рекомендации по следующей ситуации (вопросу). В нашей организации была проведена проверка, сотрудниками территориального Управления Роспотребнадзора (далее по тексту - ТУ Р-ра), соблюдения и исполнения санитарного законодательства. По результатам проверки было выписано предписание, один из пунктов которого гласит: "с целью устранения выявленных нарушений ... предлагаю:
- обеспечить проведение лабораторно-инструментальных испытаний на рабочих местах в соответствии с программой производственного контроля - срок 01.12.2006 г." Т.е. провести замеры физических факторов производственной среды на рабочих местах с ПЭВМ (только следующих факторов -освещенность, микроклимат, напряженность ЭМП). В нашей организации в сентябре-октябре 2005 г. была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда с привлечением аккредитованной лаборатории, которая выполняла эти измерения и заносила в карты аттестации. При этом превышение ПДК по ЭМП было на нескольких рабочих местах (они были условно аттестованы). На настоящее время указанные условно аттестованные рабочие места ликвидированы из-за их сокращения. В мае 2006 г. в организации была выполнена сертификация работ по охране труда. Все эти материалы аттестации и сертификации вместе с результатами измерений факторов были предоставлены сотрудникам ТУ Р-ра. При этом ы считали, что в 2006 г. измерения факторов среды можно не проводить. Но сотрудники ТУ Р-ра сказали, что измерения факторов (инструментальные испытания) проводятся ежегодно, а микроклимат 1 раз в 2 года (и только аккредитованной (имеющей право) сторонней организацией), и так как измерения проводились в конце 2005 г. во время аттестации, то в 2006 г. их надо повторить. При этом они сослались также на нашу программу производственного контроля, где указана такая же периодичность измерения факторов. Но в пункте предписания, который я указал выше, они не ссылаются ни на один нормативный документ. Когда я у них спросил таковые, мне указали: СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, СанПиН 2.2.4.1191-03 (в данном СанПиН, правда, указано не реже 1 р. в 3 г., но можно ли этот СанПиН применять к ПЭВМ); СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03; МУ 1322-75 от 09.07.1975 г.; СанПиН 2.2.4.548-96, где Я фактически не обнаружил периодичности - 1р. в мес., в 6 мес., в год, в два и т.д. (особенно что касается измерения напряженности ЭМП на раб. мест. с ПЭВМ). При этом сотрудники ТУ Р-ра сказали, что если бы в программе произв. контроля проставили большие сроки периодичности, программу не согласовали бы, хотя ни на никакие местные или другие нормативные акты о периодичности, кроме перечисленных выше, не сослались.
Вопрос: - есть ли четкие официальные временные сроки проведения указанных измерений (если можно укажите или ссылка на документ)? При этом наша организация никакой лабораторной базой не располагает, поэтому измерения - это денежные средства, которые в дефиците.
Если нет, то может стоит переделать программу контроля, о чем уведомить ТУ Р-р, и изменить периодичность, например, по напряженности ЭМП на рабочих местах с ПЭВМ согласно разд.1 приложения 3 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, где не указано никаких четких цифр.
Ответ
Вы упоминаете многие нормативные документы, кроме того, в котором есть ответы (явно и неявно) на Ваши вопросы. Это Санитарные правила по производственному контролю СП 1.1.1058-01. В пункте 2.3. СП 1.1.1058-01 четко сказано, что лабораторные исследования и испытания осуществляет юридическое лицо самостоятельно, либо с привлечением сторонней лаборатории. Таким образом, .заявления сотрудников территориального Управления о том, что микроклимат может измеряться только аккредитованной лабораторий совершенно необоснованны.
Теперь о сроках периодического производственного контроля. Об этом говорится в первом предложении пункта 2.3. Казалось бы это общая концептуальная и не конкретная фраза. Но на самом деле это не так. В этой фразе есть один принципиальный момент о том, что номенклатура, периодичность и объем испытаний определяется с учетом результатов лабораторных исследований и испытаний, выполненных центром государственного санитарно- эпидемиологического надзора в рамках осуществления государственного санитарно- эпидемиологического надзора. Эти слова являются краеугольными и они означают, ваши местные службы СЭС (назову их по старому) принимают решение о периодичности не только на основе каких-либо нормативных документов, рекомендаций вышестоящего руководства, но и НА ОСНОВАНИИ СОСТВЕННЫХ ДАННЫХ по санитарно-эпидемиологической обстановке в регионе и на каждом предприятии индивидуально. Общих нормативов по периодичности нет. Периодичность нужно согласовывать с территориальным Управлением в плане производственного контроля. А оно (территориальное Управление) при этом должно учитывать многие факторы. Вы можете переделать программу, но если с этой переделкой не согласится руководитель территориального Управления, смысл такой в переделке исчезает. Кстати, о концептуальном подходе к составлению программы производственного контроля можете прочитать в ответе на вопрос № 122. Ели не удается согласовать (например, Вы обоснованно считаете, что сроки контроля слишком частые, либо факторов для контроля очень много, и следовательно, это требует значительных финансовых затрат), выходите с разногласиями в вышестоящие организации. Можно также попытаться надавить на Роспотребнадзор через местную Администрацию. Формально, естественно, территориальное Управление Роспотребнадзора не подчиняется местной Администрации, но..… всякое может быть......

Вопрос 276
Здравствуйте, Анатолий Иванович!
Я работаю инженером–программистом в эксплуатационно-производственном управлении. В моей организации организовано 57 рабочих мест с ПЭВМ ,а также эксплуатируется 12 единиц орг. техники (лазерные принтеры, копиры и сканеры). Согласно должностной инструкции инженера - программиста я должен:
- организовать надежную и безопасную работу ПЭВМ;
- оказывать методическую помощь службам и отделам по вопросам охраны труда, безопасной эксплуатации, пожарной эксплуатации при работе на ПЭВМ.
Как лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию ПЭВМ, согласно приказа я должен был:
- составить график проверки рабочих мест с ПЭВМ на соответствие требованиям охраны труда, безопасной эксплуатации, пожарной безопасности и представить его на утверждение, в последующем ежегодно.
- провести проверку всех рабочих мест с ПЭВМ на соответствие требованиям охраны труда, безопасной эксплуатации, пожарной безопасности согласно графика, в последующем ежегодно.
- по выявленным замечаниям подготовить мероприятия по их устранению с указанием сроков исполнения и ответственных исполнителей.
Скажите, пожалуйста:
- насколько требования руководства законны (обоснованы)?;
- какие виды работ, измерений я могу проводить (хочу отметить, что каких-либо “корочек”, сертификатов не имею)?;
- какие акты о проведенной проверке мне необходимо составить? (Если есть, то дайте, пожалуйста, ссылку на образцы документов)?
P.S. Согласно этому приказу “… за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей инженеру - программисту 1 - ой категории объявить замечание и лишить премии за август месяц на 10%.”
Ответ
Давайте попробуем вместе аккуратно, не торопясь разобраться с возникшими у Вас вопросами. Для этого сравним Вашу должностную инструкцию и конкретные требования, которые предъявляет к Вам руководство согласно приказу. И, к сожалению, сравнение "не в Вашу пользу". Ведь все пункты конкретных требований приказа являются составляющими организации безопасной работы ПЭВМ согласно Вашей должностной инструкции. Так что, требования руководства и обоснованны и законны.
Другое дело - как Вы лично будете реализовывать перечисленные в приказе мероприятия.
Вы пишете, что у Вас нет "корочек" для проведения измерений. А ведь в приказе от Вас не требуют личного проведения измерений. От Вас требуют провести проверку на соответствие требованиям. Во-первых, проверка – это более широкое понятие, во-вторых она не подразумевает, что конкретные действия по проверке будете выполнять только Вы лично. Не нужно забывать, что согласно Вашей должностной инструкции Вам поручены организационные функции (организация надежной и безопасной работы ПЭВМ). Это означает, что Вы Ваша задача, не "бегать сами", а организовывать работу в данном направлении других. Как Вы должны были поступить в части проверки? Вы должны были спокойно сеть за свой стол, написать список всех составляющих безопасных условий труда (это безопасная техника, обучение персонала, наличие и достаточность по содержанию инструкций по охране труда и должностных инструкций и пр., и пр.). А затем пройтись по рабочим местам и проверить – есть ли на каждом рабочем месте все требуемые составляющие и по результатам проверки составить акт (отчет, служебную записку). Причем документ этот может называться по-разному и может быть составлен в произвольной форме. Такая "свобода" в выборе названия документа и способа изложений существует для вас потому, что Вы не являетесь официальным ответственным за охрану труда в Вашей организации. Главное, чтобы этот отчет показал Вашему руководству реальное положение дел с обеспечение безопасности компьютерной техники в организации. И замеры Вы можете проводить любые, если Ваше руководство "поверит" этим замерам. Поверит без "корочек" - хорошо. Засомневается – пошлет Вас на учебу.
Если при Вашей проверке буте выяснено, что на рабочих местах не было инструментальных измерений факторов вредности (электромагнитных магнитных полей, микроклимата, освещенности), то Вы в своем отчете так и должны написать об этом и должны дать предложения по проведению этих измерений (ведь в приказе написано, что по выявленным замечаниям Вы должны составить план мероприятий). Вы можете предложить привлечь для таких замеров аккредитованную стороннюю лабораторию, а можете предложить закупить собственные средства измерений и обучить своих сотрудников. В целом, приказ Вашего руководства весьма корректный - он дает Вам свободу в выборе путей решения и не ограничивает по срокам, вместе с тем, он направлен на реализацию главной конечной цели - обеспечение в конечном итоге безопасной работы на рабочих места с ПЭВМ в Вашей организации.

Вопрос 275
Добрый день! Прочитал ваши советы и комментарии... но остались неясности. У меня аналогичная ситуация как и в вопросе № 270. Работаю я штатным инженером-программистом, занимаюсь ремонтом и обслуживанием ПК + установка и тестирование ПО, ну и всё, что этому сопутствует. Так же я отвечаю за сервер предприятия  и сеть, т.е. выполняю ещё и работу администратора сети. Сейчас мне хотят ещё и вменить заправку картриджей...типа зачем мы платим деньги фирмам которые нам их заправляют...типа у нас есть программист вот пускай и заправляет… Но я не хочу этого делать ( руководство знает что я умею это делать). Подскажите, пожалуйста, как мне от этого избавится?
И где можно найти информацию, какой вред здоровью наносит непосредственно заправка картриджей для лазерных принтеров.
Ответ
Информация о том, какой вред организму наносит то или иное химическое вещество (а именно хим.факторы являются специфическими при заправке картриджей и самыми опасными из всех возможных факторов) есть в справочнике "Вредные вещества в промышленности", справочник для химиков, инженеров и врачей под редакцией профессора Лазарева Н.В. и доктора мед.наук Левиной Э.Н., изд. "Химия", 1976 г., издание 7-е, переработанное (3 толстых тома по 500 страниц каждый).
О том, как избавиться от заправки я Вам подсказать не могу в принципе, так как не знаю, что за контракт с работодателем Вы подписывали, какие обязательства давали. А вот как сделать так, чтобы у Вашего руководства исчезло желание "наскоком" поручать Вам эту работу - расскажу. Прочитайте внимательно Трудовой Кодекс (права работника, обязанности работодателя) и поймете, что Вы вправе не приступать к этой новой работе, пока Вам администрация не предоставит доказательств, что эта работа не представляет опасности для Вашего здоровья. Другими словами, администрация обязана по Вашей просьбе (по Вашему требованию) провести измерения всех потенциальных факторов вредности и показать Вам, что они (эти факторы) не превышают норм. А потенциальные факторы вредности перечислены в ответе на вопрос № 270.
Но это еще не все. Есть статья 215 Трудового Кодекса, которая четко регламентирует порядок введения новых технологий и т.п. (а у вас именно такой случай).
Статью Трудового Кодекса (в новой редакции, действующей с октября 2006г.) привожу ниже с выделением жирным шрифтом того, что имеет отношение к вашему случаю.
"Статья 215. Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда.
Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.
Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.
Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии указанных в части второй настоящей статьи проектов государственным нормативным требованиям охраны труда.
Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Запрещаются применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля и токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.
В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, меры по сохранению жизни и здоровья работников."

Это "информация к размышлению" для Вашего руководства в ответ на высказывания "…типа зачем мы платим деньги фирмам которые нам их заправляют ...типа у нас есть программист вот пускай и заправляет".

Вопрос 274
Есть СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, а есть СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий", в которых также есть требования по ПЭВМ (например, пункт 13 таблицы 2 этих СанПиН). Требования по освещенности в этих двух СанПиН не совпадают друг с другом. Так каким же документом руководствоваться на рабочих местах с ПЭВМ?

Ответ
Руководствоваться СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 для оценки рабочих мест с ПЭВМ ни в коем случае не стоит. Говорю это совершенно серьезно и объясняю - почему. Более некорректного документа, чем СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 я не встречал. Некорректность его в том, что в нем в качестве норм освещенности даны конкретные значения без какого-либо допуска. Соответственно, выполнить требования СанПиН СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 в принципе невозможно. Об этих СанПиН лучше не вспоминать. Но это с фактической стороны. А как же с формальной? Разве можно игнорировать нормативный документ? Это я задаю вопросы сам себе, как оппонент. И сам же на поставленный вопрос отвечаю: - я не призываю игнорировать документ. Я призываю использовать этот документ в соответствии со сферой его действия. Давайте прочитаем внимательно формулировки пунктов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. Там четко сказано, что эти СанПиН распространяются на помещения. Данные СанПиН - руководство к действию для прорабов, хозяйственников, проектировщиков и пр., но не для инженеров по охране труда. Для инженеров по охране труда руководством к действию должны быть документы, которые распространяются на рабочие места. И такой документ в части компьютеров есть – это упомянутые выше СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Так, что советую о СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 не вспоминать. Вспомните, а потом вам же придется разбираться с ситуацией, когда на рабочем месте зафиксируют, например, величину освещенности 498 люкс при норме согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 ровно 500 люкс. Всем понятно, что, по сути, ничего страшного в таком отклонении нет, а формально – рабочее место не соответствует нормам.

Вопрос 273
Здравствуйте! Существуют ли нормы установки серверных шкафов? Какие требования к помещению, может ли шкаф устанавливаться в одном кабинете с работающими людьми? Сообщите, пожалуйста, какими нормативными документами это регламентируется.
Ответ
Специальных нормативных документов к серверным помещениям или к установке оборудования в них не существует. Есть общий нормативный документ (кстати, о нем мало, кто знает) – это санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту". Данные санитарные правила оговаривают требования к:
- сырью, материалам, их складированию и транспортированию;
- к технологическим процессам, оборудованию и материалам, характеризующихся выделением пыли;
- технологическим процессам и оборудованию, характеризующимся применением и выделением вредных веществ (газов, паров, жидкостей);
- технологическим процессам и оборудованию, обуславливающим неблагоприятные микроклиматические параметры на рабочих местах;
- технологическим процессам и оборудованию, генерирующим вибрацию, шум, ультразвук, инфразвук;
- технологическим процессам и оборудованию, характеризующимся возникновением неионизирующего излучения (статические электрические и постоянные магнитные поля, электромагнитные поля промчастоты, электромагнитные излучения радиочастотного и оптического диапазонов);
- отдельным технологическим процессам и оборудованию(плазменная сварка и резка, использование оборудования, являющегося источником мощных постоянных магнитных полей, использование роботизированных технологических комплексов и гибких производственных систем).
Серверы относятся к оборудованию, являющемуся потенциально источником шума и характеризующимся возникновением электромагнитных полей. На это оборудование и на организацию технологических процессов с ним распространяются соответствующие (из вышеназванных) разделы СП 2.2.2.1327-03.
Однако ни в одном из пунктов СП 2.2.2.1327-03 не говорится о запрете постоянного нахождения людей в одном помещении с технологическим оборудованием. Есть требования по защите персонала, точнее - требования по обеспечению уровней опасных и вредных факторов в пределах допустимых норм (например, за счет установки звукопоглощающих перегородок, экранировки и пр.).
Один из пунктов "компьютерных" СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 также имеет отношение к серверам. Это пункт 5.4. в редакции: "Шумящее оборудование (печатающие устройства, серверы и т.п.), уровни шума которого превышают нормативные, должно размещаться вне помещений с ПЭВМ". Но обратите внимание – данное ограничение действует только в случае превышения норм.
Советую также прочитать ответ на вопрос № 128.

Вопрос 272
В дополнение к вопросу № 268. Каков порядок проведения хронометража рабочего времени пользователя ПЭВМ: кто проводит, в течение какого периода времени, как оформляются результаты? Существует ли нормативный документ, устанавливающий требования к порядку проведения и оформления результатов хронометража?
Ответ
Все мои попытки найти какой-либо документ, регламентирующий порядок проведения хронометража, успехом не увенчались. Пожалуй, нужно исходить из принципа: -"что не запрещено, то разрешено". Другими словами - порядок проведения хронометража должен быть такой. чтобы получить достоверную картину по времени работы в пределах допустимой точности. Причем это может быть не только хронометраж в прямом смысле его понимания (с секундомером в руках). Это может быть, например, симбиоз из реального хронометража и анализа квалифицированным специалистом технологических операций (при котором на основе имеющегося опыта оценивается время, необходимое на выполнение той или иной операции). Реальное время работы в тех или иных условиях может быть определено также по существующим записям в документах (например, в путевых листах) и пр.и.пр. Главное - установить фактическое и объективное положение дел, для принятия обоснованного решения. А механизмов исполнения может быть множество. То же самое можно сказать и периоде времени, в течение которого нужно проводить хронометраж - по времени это должно длиться ровно столько, сколько нужно для получения объективной картины.
Хронометраж (в рассмотренном выше обобщенном понимании) можно провести как силами аттестационной комиссии, так и можно поручить ее той аккредитованной лаборатории, которая будет измерять факторы вредности на рабочих местах вашей организации. Но нужно быть готовыми к тому, что лаборатория за свою работу потребует существенно большие суммы в связи с резким увеличение времени ее работы на Вашем предприятии. Мне кажется, все же стоит сделать это собственными силами. Реальный возможный механизм исполнения (с документированным результатом) - выпуск приказа по предприятию, который обязал бы руководителей структурных подразделений представить в аттестационную комиссию данные по времени работы в тех или иных условиях. Этот приказ  можно совместить с приказом о проведении аттестации.

Вопрос 271
В нашей организации поднялся вопрос о регламентированных перерывах при работе с ПЭВМ. На сайте Вы ссылаетесь на «Приложение № 7 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-30.
Мои поиски 7-го приложения к данным СанПиН не увенчались успехом. Седьмого приложения нет ни в версиях документа, размещенных в Интернете, ни в официальных источниках (Гарант, Консультант). Не могли бы Вы разместить 7-е приложение в рубрике или указать на источник, где можно его приобрести.
Ответ
Советую посмотреть вопрос № 253. Там есть ответы на все, о чем Вы спрашиваете.

Вопрос 270
Здравствуйте. Сложилась такая ситуация, что начальник заставляет заправлять картриджи для лазерных принтеров, но все это удовольствие оплачивать не хотят. Есть ли какие-нибудь документы, регламентирующие это дело и как с этим бороться? В нашей организации считают, что заправка картриджей это не вредно!
Ответ
У нас в стране демократия, так что каждый имеет право "считать", что хочет. Вот только, если это руководитель любого звена, то он обязан в своей деятельности руководствоваться не только своим личным мнением, но и нормативными документами, в частности санитарными нормами и правилами. А действующий в настоящее время нормативный документ СанПиН 2.2.2.1332-03 "Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике" гласит:
Раздел III СанПиН 2.2.2.1332-03 Опасные и вредные производственные факторы, действующие на работников.
Пункт 3.1. На персонал, обслуживающий копировально-множительную технику, действует комплекс опасных и вредных факторов производственной среды, а также факторы тяжести и напряженности трудового процесса.
Пункт 3.2. К опасным и вредным производственным факторам относятся:
- микроклиматические параметры;
- статическое электричество, образующееся в результате трения движущейся бумаги с рабочими механизмами, а также при некачественном заземлении аппаратов;
- ультрафиолетовая радиация, образующаяся при электрографическом способе копирования специальных ламп с УФ-спектром излучения;
- электромагнитные излучения, образующиеся при работе видеодисплейного терминала (ВДТ), входящего в состав копировального комплекса или находящегося в том же помещении;
- шум на рабочем месте, обусловленный конструкцией аппарата;
- химические вещества, выделяющиеся при работе и ремонте копировальных аппаратов, - озон, азота оксид, аммиак, стирол (винилбензол), ацетон (пропан-2-он), селенистый водород (гидроселенид), эпихлоргидрин ((хлорметил)оксиран), кислоты, бензин, этилена оксид (оксиран);
- физические перегрузки (вынужденная поза, длительная статическая нагрузка, перенос тяжестей);
- перенапряжение зрительного анализатора.
Это по вопросу возможного потенциального вреда для здоровья при заправке картриджей.
Ну а однозначный совет по вопросу "как с этим бороться" дать нельзя.. Все зависит от того, с чем (или за что)" Вы собираетесь "бороться". Если Вы принципиально не хотите заниматься заправкой картриджей ни при каких условиях (ни при какой зарплате) – это одно. Если вы принципиально согласны делать работу, но хотите, чтобы Вам обеспечили соответствующие условии труда – это другое.
Советую также прочитать ответ на вопрос № 191. В нем подробно описано, что требуется для нормальной организации работы по заправке картриджей.

Вопрос 269
Добрый день, Анатолий Иванович! Вот опять возникает ситуация: - Роспотребнадзор, через постановление главы администрации, организует платное обучение гигиеническое (через медколледж) таким категориям: как пользователь ПЭВМ, и другим работникам работающим во вредных условиях труда. Ссылаются (устно) на постановление от 16 августа 2004 года N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры...". Раз в постановление есть (п 4.2.3. Работы с персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) лиц, профессионально связанных с эксплуатацией ПЭВМ), то работа на ПЭВМ относиться к разряду вредных условий труда.
Каким документов можно воспользоваться, чтобы аргументировано отказаться от гигиенического обучения?
Ответ
Ваши службы Роспотребннадзора слишком вольно трактуют понятия. Наличие опасных и вредных производственных факторов на рабочем месте еще не означает, что условия труда являются вредными. Условия труда станут вредными только тогда, когда эти опасные и вредные производственные факторы на рабочем месте превысят допустимые нормативы по действующим СанПиН. Конкретная степень вредности рабочего места. при этом устанавливается в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда".
Так что никто не в праве признать заочно условия труда при работе с ПЭВМ вредными, пока не проведена аттестация каждого такого рабочего места.
Перечень № 1 - это просто перечень опасных и вредных факторов, при которых нужны медосмотры. А будут ли при наличии этих факторов условия труда вредными - можно установить только по результатам аттестации.
И работа по 4 часа в смену никакого прямого отношения к вредности не имеет.
Чтобы не особенно "ругаться" с местной Администрацией и Роспотребнадзором я рекомендовал бы поступить следующим образом. Нужно провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. И осуществить обучение там, где по факту выявились вредные условия труда, либо где условия труда близки к таковым. Этот путь хорош тем, что он демонстрирует неформальный подход к вопросу.

Вопрос 268
В СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 написано: п. 13.1 Лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.
Отсюда вопрос: кто определяет, сколько времени занят сотрудник работой с ПЭВМ? при аттестации РМ дается такое заключение? обычный офисный работник работает с компьютером время от времени, хотя компьютер включен постоянно.
И далее: Федеральный закон N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Статья 34. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.
+ Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка их проведения этих осмотров (обследований)"
Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года.
Так кто, в конечном счете, и на основании чего определяет нужно ли проходить сотрудникам медосмотр (а они у нас практически все пользователи ПЭВМ) и как часто? После аттестации РМ можно сделать вывод о необходимости или ненужности прохождения медосмотров?
Ответ
Ответ на вопрос "Кто и на основании чего" вполне однозначный. Об этом сказано в цитируемых Вами выше пунктах Приказа Минздравсоцразвития РФ № 83 и СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Не совсем ясен из текстов действующих документов другой вопрос,  каким именно образом должна осуществляться оценка необходимости этого медосмотра.
Единственный полностью юридически законный путь – аттестация рабочих мест по условиям труда. В процессе выполнения аттестации рабочих мест, при необходимости, может быть выполнен хронометраж рабочего времени и, следовательно, установлено – сколько процентов времени каждый сотрудник работает за ПЭВМ. Можно, конечно, провести этот хронометраж и безотносительно к процессу аттестации. Но в этом случае могут возникнуть проблемы с легитимностью сделанных выводов. Так что, самый оптимальный вариант делать такую оценку в процессе аттестации рабочих мест по условиям труда.
Но в процессе выполнения этой работы есть один нюанс (в своем вопросе Вы затронули его, спросив: - можно ли сделать вывод о необходимости или ненужности прохождения медосмотров после аттестации рабочих мест).
Так вот: - после аттестации рабочих мест сделать этого нельзя. Оформление карты аттестации не подразумевает возможность формулирования в ней каких-либо рекомендаций по прохождению медосмотров. Там должно быть записано четко: - должен ли быть медосмотр, и с какой периодичностью.
Отсюда следует, что выводы по медосмотрам нужно делать не после, а в процессе аттестации рабочих мест. Полностью законная последовательность действий такова. Ваша организация должна начать работы по аттестации рабочих мест. На одном из этапов этой аттестации должен быть проведен хронометраж рабочего времени сотрудников, работающих за ПЭВМ. По результатам хронометража совместно с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека должно быть принято документально зафиксированное решение о необходимости и периодичности медосмотров. Затем на предприятии должна быть продолжена работа по оформлению аттестационных материалов (разработке карт аттестации), в которые вносятся данные по согласованным с Федеральной службой медосмотрам. Только такая последовательность мероприятий является полностью законной.
Поднятой Вами теме посвящен также вопрос № 259.

Вопрос 267
Вопрос у меня вот такой: - при проведении оценки травмобезопасности рабочего места, оборудованного ПЭВМ, необходимо ли учитывать естественное освещение помещения? Ведь этот фактор уже подвергается оценке в части условий труда, наравне с другими, такими как микроклимат, параметры неионизирующего излучения от ПЭВМ.

Ответ
А почему вообще возник подобный вопрос?
Какое отношение имеет естественное освещение к оценке травмобезопасности?.
Пункт 3.2.4. Положения о порядке проведения аттестации четко и однозначно определяет объем оценок по травмобезопасности рабочего места: - "оценка травмобезопасности проводится путем проверки соответствия производственного оборудования, приспособлений и инструмента, а также средств обучения и инструктажа требованиям нормативных правовых актов".
Естественное освещение не попадает ни под одну из категорий, указанных в этом пункте.

Вопрос 266
Как правильно размещать монитор на рабочем месте, какие должны быть расстояния спереди и сзади от других мониторов. На каком расстоянии от монитора должен сидеть по стандарту обозреватель?
Ответ
Во первых, нужно руководствоваться требованиями действующего нормативного документа - СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" (разделы VI, IX, X). В частности, в пункте 9.4. данных СанПиН сказано, что "экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов".
Во вторых, для снижения влияния электромагнитных полей на пользователя ПЭВМ в расположении мониторов желательно руководствоваться рекомендациями, изложенными в нашем справочном руководстве "Обеспечение электромагнитной безопасности при эксплуатации компьютерной техники". Скачать это руководство можно со страницы "Методические материалы" данного сайта.

Вопрос 265
У меня вот какая проблема. Совсем недавно на нашем предприятии перегорела старая проводка, на которой находились 2 кондиционера. Стоит ужасная жара, кондиционеры не работают по причине того, что чтобы заменить старую проводку на новую, необходимы средства, которых у предприятия нет. К тому же работающие компьютеры прибавляют тепла. Подскажите, пожалуйста, каким СНиПом можно руководствоваться, чтобы:
1. надавить на начальство, чтобы заменить проводку;
2. избежать проверки со стороны сторонних служб.
Ответ
Как я понял, старая проводка сейчас не эксплуатируется и не предполагается в таком состоянии эксплуатироваться. А раз она не эксплуатируется и не планируется к эксплуатации, то на нее не распространяются действия различных СНиПов.
В Вашем случае лучше руководствоваться не СНиПом, а СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений". Прочитайте ответ на вопрос № 262, и Вам станет понятно, как можно "надавить" на начальство.

Вопрос 264
Во время приемки школы к новому учебному году представитель Роспотребнадзора потребовала план организации и проведения производственного контроля. Что это? Где взять и как использовать? И еще вдруг потребовался акт испытания компьютерных мониторов? Кто, как и где это проводит? И вообще это действительно необходимо?
Ответ
Требования Роспотребнадзора по производственному контролю абсолютно справедливые. Производственный контроль проводится согласно санитарных правил СП 1.1.1058-01 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ И ВЫПОЛНЕНИЕМ САНИТАРНО – ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ (ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ) МЕРОПРИЯТИЙ. В этих санитарных правилах также есть ответ на Ваш первый вопрос: - определены требования к программе (плану) производственного контроля. С данными СанПиН можно ознакомиться, например, на нашем сайте, на странице http://ciklon.ru/at/bank1-at/sp1058.rtf .
А вот акт испытаний компьютерных мониторов уже чье-то личное "изобретение". Причем рискну предположить, что этот человек не очень хорошо разбирается в вопросе. В таких случаях я советую поступать просто: - нужно напрямую спросить того, кто поднимает вопрос, чтобы он четко сформулировал требования к содержанию акта и назвал  нормативный документ, в котором эти требования "прописаны".
Кстати, наш Центр по контролю условий труда "Циклон-Тест" среди прочих услуг оказывает также помощь предприятиям и организациям в разработке планов (программ) производственного контроля.

Вопрос 263
Наша компания - крупная аптечная сеть и практически все работники являются пользователями ПЭВМ. Хотя у всех установлены ЖК мониторы, Роспотребнадзор требует проводить замеры электромагнитных полей (ЭМИ) от ПЭВМ. Чтобы выполнять программу производственного контроля, а в дальнейшем аттестовать рабочие места необходимы замеры ( ЭМИ, освещенность, микроклимат, аэроионный состав воздуха).
Есть вариант создать свою испытательную лабораторию. Насколько это трудно и с чего начать?
Ответ
Давайте сделаем так: прочитайте внимательно ответы на вопросы №№ 225, 156, 122, 121, 120 и 50. Если после этого останутся какие-то конкретные неясности, не стесняйтесь - спрашивайте (уже более конкретно).

Вопрос 262
Существуют ли ограничения труда при работе с ПЭВМ по времени в жаркий период?
Ответ
Ограничения по времени работы в жаркий период определены Приложением №3 (рекомендуемым) к СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений". В этом приложении есть таблица допустимого времени пребывания на рабочих местах в зависимости от температуры (от 26 до 32,5 град С) для различных категорий работ (характеризующихся различными энерготратами и различным характером движения при выполнении работ).
Согласно классификации работ по категориям (Приложение №1 к СанПиН 2.2.4.548-96) работа за ПЭВМ относится к категории Iа – работа с интенсивность энерготрат до 120 ккал/ч, производимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим напряжением. Для этой категории работ в Приложении № 3 установлено следующее время пребывания на рабочем месте: 8 часов при 28 град.С, 6 часов при 29 град.С, 5 часов при 30 град.С, 3 часа при 31 град.С, 2 часа при 32 град.С и 1 час при 32,5 град.С. 

Вопрос 261
Добрый день, Анатолий Иванович! К Вам обращается инженер по технике безопасности и охране труда одного из предприятий связи. Так сложилось, что в организации, в которой я работаю, до настоящего момента должности по охране труда не существовало. Следовательно наработок по охране труда в организации пока "ноль". Профиль нашей организации - телекоммуникационные системы, соответственно рабочие места - это ПЭВМ. Начал поднимать перед руководством вопрос об аттестации. Стал исследовать сайт "НПП "Циклон-Тест": информация просто безграничная. Также читал Ваши письма на форуме "Техдок.ру". В кратчайшие сроки представлю руководству информацию по поводу аттестации рабочих мест за счет средств Соцстраха. На данный момент моих руководителей волнует три вопроса:
1. стоимость аттестации одного рабочего места с ПЭВМ?
2. комплекс мероприятий по аттестации (от А до Я) полностью берет на себя Ваша организация, или же ряд мероприятий обязан организовать заказчик (имеется ввиду: полностью Ваша комиссия по аттестации или наша комиссия с включением ваших сотрудников)? (по информации: второй вариант выходит дешевле для заказчика).
3. однозначная аттестация всех 100% рабочих мест или же определенного процента, по которому определяется аттестация (на бумаге) всех остальных рабочих мест?
Ответ
Формальная сторона аттестации немного не такая, как Вам представляется. Давайте все уточним. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определен "Положением…. - Приложение к Постановлению Минтруда № 12 от 14 марта 1997 года (см. например,  http://www.ciklon.ru/at/pol-at.htm ).
В пункте 1.2. данного Положения содержится однозначный ответ на Ваш третий вопрос: Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Никакого разделения аттестации на "однозначную" и "на бумаге" нет. Другое дело – существуют такое понятие, как аналогичные рабочие места. Можно выполнить измерения факторов вредности на 20% таких аналогичных рабочих мест и на основании этого аттестовать все аналогичные рабочие места. На все аналогичные рабочие места делается одна карта аттестации, в которой в специальной графе указывается количество аналогичных рабочих мест, на которые эта карта аттестации распространяется.
Казалось бы, все просто – есть 100 рабочих мест с ПЭВМ, проводи измерения на каждом пятом, и аттестуй все 100 рабочих мест. Но не все так просто. Не нужно забывать, что результаты вашей аттестации будут проверять различные контролирующие организации. И эти контролеры могут поставить под сомнение, что рабочие места у вас "аналогичные" (с аналогичными условиями труда). Например, нельзя объединять в аналогичные рабочие места, когда они расположены различно по отношению к оконным проемам (разные условия освещенности на рабочих местах), если на рабочих местах стоят разные типы ПЭВМ (дисплеев ПЭВМ). В вопросе объединения рабочих мест в "аналогичные" нужно действовать аккуратно, "не перегибая палку".
Теперь о Вашем втором вопросе. Объем работ по аттестации, который берет на себя сторонняя организация, никак не связан с составом аттестационной комиссии. Согласно статьи 212 ТК аттестация рабочих мест – это обязанность работодателя. Соответственно, аттестационная комиссия должна быть не из сторонних людей, а комиссии вашей организации. Другое дело – вы можете привлекать сторонних людей (медицинских работников и пр.), но в любом случае – это ваша комиссия. Такова формальная сторона дела. А вот фактическая сторона дела может быть совершенно иной. Обязанности аттестационной комиссии определены пунктом 2.4. Положения. И если Ваша организация привлекает для работ по аттестации другую организацию, то эта другая организация может взять на себя по факту многие работы аттестационной комиссии. Формально будет считаться, что работу делает комиссия, а по факту комиссия только ставит подписи под материалами, подготавливаемыми этой другой организацией. Когда сторонняя организация берет на себя по факту все работы комиссии, это обычно и называется "аттестация под ключ".
Наш испытательный центр выполняет комплекс работ в любом объеме (по согласованию с заказчиком). Но обычно нам заказываю работы "под ключ". Перечень фактически выполняемых нами работ приведен и на нашем сайте и в нашем типовом договоре на аттестацию рабочих мест.
Стоимость аттестации одного рабочего места с ПЭВМ у нас - 3100 руб. + НДС (при выполнении всего комплекса работ). Но не нужно сразу же умножать эту сумму на количество ваших рабочих мест (см. ответ на Ваш первый вопрос и информацию на нашей странице http://www.ciklon.ru/at/kom8-at.htm ).
Объединять, или не объединять рабочие места в "аналогичные" – решать во многом Вам и Вашему руководству. Например, когда мы делали аттестацию рабочих мест операторов связи "МТС", "РосТелеком" и "ЦентрТелеком", то там руководство приняло решение об измерениях факторов вредности на каждом компьютерном рабочем месте (во многом из-за того, чтобы не создавать лишнюю социальную напряженность в коллективе).